Печатный бизнес: № 3/2013 POS-материалы. Профессиональные стандарты в полиграфии. Термобумага.

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

 

Бумага возгорается при температуре +233°C, поэтому современные технологии печати работают при заведомо более низких температурах. Например, модуль закрепления в монохромном лазерном принтере запекает тонер при температуре около +170°С. Расходные материалы в таком случае — бумага и тонер. Однако есть возможность экономии: в устройствах, работающих по принципу прямой термопечати, расходный материал только один — термобумага.

 

Структура


Термобумага используется для создания или переноса изображения с применением нагрева, предназначена для принтеров со встроенными рентгенофлуоресцентными анализаторами, терминалов, факсов, кассовых аппаратов, банкоматов и любого другого современного промышленного и аналитического оборудования, оснащённого встраиваемыми термопринтерами.

Термобумага обычно состоит из защитного слоя и термочувствительной прослойки, нанесённой на бумажную или пластиковую основу. В состав бумаги для печати на липких этикетках (например, штрихкодов) также входит клеящее вещество и основа, на которой размещаются этикетки. Для производства термобумаги для принтеров и других аппаратов могут использоваться также специальные многослойные (чаще всего имеющие в структуре 3 слоя) материалы. Первый слой является стойким термочувствительным покрытием, на который под температурным воздействием наносится изображение. Второй (вспомогательный) необходим для повышения качества термопечати. Прочный третий слой образует плотную основу. Термобумага с двойным защитным покрытием относится к самому высокому классу: даже при попадании в среду, в которой температура превышает +50°С, изображение остаётся контрастным и не темнеет.

 

Применение


Печатные свойства определяются комбинацией свойств печатных красок / чернил и бумаги.

Термочувствительные бумаги TCS пригодны для печати методом мокрого офсета. На бумагах KT 55 P, KT 80 EC и KT 100 P можно печатать данным методом, но при этом необходимо обращать внимание на условия печати.  Рекомендуется пользоваться ультрафиолетовыми чернилами. Когда речь идёт о печати поверх термочувствительного слоя, необходимо обращать внимание на то, чтобы тип выбранной бумаги соответствовал возможностям прибора.

Термочувствительные бумаги можно запечатывать методом мокрой флексографии как с использованием ультрафиолета, так и без него. Тем не менее выбранные чернила должны соответствовать типу термочувствительного покрытия независимо от того, будет запечатываться верхняя сторона, на которую нанесено это покрытие, или нижняя сторона без термочувствительного покрытия.

На термочувствительных бумагах можно печатать и методом сухого офсета с использованием ультрафиолета.

 

Свойства


Термобумага кроме обычных свойств бумаги, таких, как белизна, гладкость и так далее, обладает рядом уникальных характеристик.

Динамическая чувствительность — скорость протекания цветообразующей реакции формирования цвета на термобумаге при воздействии определённым количеством тепловой энергии. Выражается в единицах оптической плотности (например, 1,1±0,05 D). Фактически динамическая чувствительность определяет максимальную скорость, с которой термопринтер печатает на термобумаге. Статическая чувствительность — это температура в градусах, при которой термобумага начинает чернеть. Имеет значение, если планируется эксплуатация термобумаги в среде с повышенной температурой.

Плотность бумаги и её толщина — оказывает влияние на механические свойства, такие, как прочность на разрыв и жёсткость.

Показатель гладкости — характеризует качество термобумаги. Чем данный показатель выше, тем дольше проживёт термоголовка принтера.

Химическая устойчивость, устойчивость к воздействию внешних факторов — показатели химической устойчивости измеряются в процентах потери оптической плотности при воздействии нормированных величин влажности, света, ПВХ, распространённых пищевых продуктов и т. п. Большинство производителей термобумаги гарантирует читаемость термоизображения в течение пяти и более лет при условии правильного хранения.

Устойчивость к старению — показателем устойчивости к старению является отчётливость изображения после продолжительного хранения «запечатанной» бумаги. Каждый печатный оттиск, сделанный на термобумаге, подвержен естественному старению, что означает, что с течением времени каждый оттиск будет «стираться» (обесцвечиваться) в большей или меньшей степени. Скорость разложения комплекса, обуславливающего цвет, зависит, с одной стороны, от химической структуры термочувствительного покрытия, с другой стороны — от условий хранения запечатанной бумаги. Чем ближе степень «почернения» оттиска к максимуму оптической плотности, тем в меньшей степени он будет обесцвечиваться. Если термочувствительное покрытие прореагировало в максимальной степени, то полученные чёрные оттиски обесцвечиваются медленнее, чем серые оттиски, полученные в условиях, когда термочувствительное покрытие прореагировало не полностью. По этой причине при конструировании термопринтеров всегда необходимо учитывать, будут ли применяться специальные виды термочувствительных бумаг. В свою очередь, термобумагу необходимо подбирать с учётом типа имеющегося термопринтера так, чтобы разница между интенсивностью оттиска, полученного на вашем термопринтере, и максимумом оптической плотности была минимальной.

Конечно же, термобумага по своим потребительским качествам сильно отличается от обычной, применяемой для печати на матричных принтерах. Часто возникает вопрос: сколько времени можно хранить в архиве отчёты, напечатанные на термобумаге? Ведущие производители гарантируют время хранения изображения от семи до двадцати пяти лет. Такие «термодокументы» должны храниться в темноте при температуре не выше +25°С и относительной влажности не более 65 % без соприкосновения с пластиком и химическими веществами.


Бренд


Одна из ключевых ролей на рынке термобумаги принадлежит корпорации Mitsubishi HiTec Paper Europe. Данный производитель предлагает широкую линейку продукции по всему миру под торговой маркой thermoscript. Области её применения: проездные билеты, кассовые билеты, лотерейные или входные билеты, банковские чеки, этикетки, стикеры, факсы, ЭКГ-распечатки. Термобумага thermoscript используется по всему миру в самых разных областях: транспорт, азартные игры, факсимильное сообщение, банковское дело, медицина, торговля.

Широкий спектр стандартной продукции thermoscript дополнен различными специализированными материалами, такими, как перезаписываемая, двухцветная или обладающая дополнительными защитными свойствами термобумага.

Термобумага thermoscript может быть изготовлена почти защищённой от подделок. Этот фактор становится особенно важен при выборе бумаги для изготовления, например, входных билетов. В частности, термобумага thermoscript с использованием особых цветовых индикаторов надёжно зарекомендовала себя на рынке защищённых от подделок бумаг. Простая капля воды позволяет проверить, являются ли документ или билет подлинными.

Возможности безопасности thermoscript охватывают такие технологии защиты бумаги, как водяные знаки, цветовые индикаторы, ультрафиолетовые флуоресцентные волокна и пр.

Проблема охраны окружающей среды при достижении оптимального качества — основополагающая задача в деятельности и принятии стратегических решений Mitsubishi HiTec Paper Europe. Как ответственный производитель компания уделяет большое внимание этому вопросу при производстве thermoscript, которая изготовлена с использованием высококачественных материалов и соблюдением экологических норм производства и последующей обработки. mitsubishi paper mills Limited гордится наличием экологических сертификатов и наград:


— ISO 14001;

— ISO 50001;

— FSC ® Mix;

— FSC ® Recycled;

— Nordic Swan.

 


МНЕНИЕ



Ирина Дадаян, менеджер по развитию направления специальных бумаг компании «Фидэлити»:


— Какие основные игроки присутствуют на рынке термоматериалов?



— Если рассматривать европейский рынок, основная роль принадлежит производителям термобумаги: Mitsubishi HiTec Paper Flensburg GmbH, Kanzan Spezialpapiere GmbH, KoehlerKehl GmbH, JTK (Jujo Thermal Ltd), Torraspapel, Ricoh Industrie France и Sihl (продукция других предприятий в Россию практически не поступает). Среди самоклеящихся термоматериалов в России присутствуют также марки Arconvert и Herma.


Термобумага через оптовых продавцов перерабатывается в факленты, после чего поступает пользователям. Среди таких оптовых продавцов-переработчиков — «НБК», «Старлесс», «Комус», «Синеус» и некоторые мелкие локальные фирмы-производители
термоленты.


В структуре поставок ролевой самоклейки термоматериалы обычно составляют 8–12 %, в качестве дополнительной услуги поставщики самоклеящихся материалов снабжают клиентов и термокартоном. Однако большаячасть самоклеящейся бумаги, термокартона и незначительная доля кассовой ленты предварительно запечатываются. Здесь ведущая роль принадлежит специализированным переработчикам, располагающим собственным рулонным печатным оборудованием (чаще флексографским, реже — офсетным, например, «НБК»). Как правило, компании занимаются комплексным обслуживанием торговых сетей либо входят в группы (примеры — «РАМ-сервис» и «Сервис Плюс Принт»).



— Насколько активен этот рынок?



— Хотя термоматериалы пока занимают совсем небольшую долю в общем объёме выпускаемой бумаги для печати, они всё прочнее входят в нашу жизнь. И тенденция будет только усиливаться, так как они обладают уникальным набором свойств. Наблюдается заметное изменение структуры мирового потребления термоматериалов: постоянное снижение спроса на бумагу для факсов компенсируется ростом в других областях, особенно повышением потребления чековой ленты и бумаги для банкоматов.

В Европе замечается замедление темпов роста продаж термоматериалов, при этом повышается интерес к бумаге с высокой стойкостью и максимальной скоростью печати, а также к двухцветным материалам.



— Как оценивается российский рынок?



— Термобумага является относительно новым явлением на рынке российских бумаг.


К сожалению, мы не располагаем официальными данными об общем объёме российского рынка термоматериалов, включая самоклеящиеся, но косвенные подсчёты дают число не менее 10 тысяч тонн в год, а Хейки Сеппала (JTK) оценивает более оптимистично — 12 тысяч тонн в год. При этом в текущем году он предполагает рост на 10 %. В целом Россия обладает хорошим потенциалом, предполагаем, что объём продаж термоматериалов увеличится в 3–5 раз. Наибольший рост продаж наблюдается на рынке самоклеящихся термоматериалов.


Российский рынок всё ещё недостаточно развит, поэтому потребление термоматериалов будет расти по мере освоения новых сфер применения, давно задействованных в Европе.

 


Фиделити, бумага для полиграфии, термобумага
По материалам компании
«Фидэлити»