Печатный бизнес: Май №2/2010

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Внимание! Можно хорошо заработать

 

 

Рекламщики — большие любители всё считать. Они выяснили, что по запоминаемости стерео- и вариопродукция опережает обычную в 4–5 раз. Полиграфисты, в свою очередь, утверждают, что начать производство стереопродукции, заслуженно приобретающей всё большую популярность, не очень затратно. Так почему бы нет?

 

 

Как это делать?

Первым этапом при получении стерео- и вариоизображений является подготовка стереоракурсов, или вариокадров. Стере оизображения делятся на два основных вида. Первый — 3D-стерео — трёхмерное, объёмное изображение, обладающее эффектом оглядывания (то есть объекты можно рассматривать с разных сторон). Исходники могут быть получены с помощью стереосъёмки или в программах 3D-моделирования последовательным «рендерингом» сцены из разных положений. Второй вид — многоплановое стерео — эффект, создающий иллюзию разноудалённости (по глубине) объектов, которые сами остаются плоскими. Объекты могут быть получены из одного или нескольких обычных изображений с помощью графических программ. Варио-изображения — несколько изображений, последовательно сменяющих друг друга в зависимости от угла наблюдения. Здесь градация идёт по видимым эффектам смены изображений.

Кстати, многие эксперты отмечают, что во всей лентикулярной технологии работа дизайнера — самая сложная. Конечно, можно легко закодировать любые два TIFF-файла одинакового размера, разрешения и цветовой модели, просто загрузив их в соответствующую программу. Но для того, чтобы сделать действительно хороший продукт, потребуется больше времени: нужны качественные иллюстрации, идея, тщательная проработка. Поэтому, задумываясь, об открытии нового направления деятельности, следует потратить время на поиск хорошего специалиста.

На втором этапе из набора подготовленных файлов необходимо создать полосовое изображение, которое будет печататься на гладкой стороне пластика. Линзовый растр — это оптическая система, состоящая из множества параллельно расположенных в одной плоскости плосковыпуклых цилиндрических линз, которая формирует объёмные изображения или позволяет получить эффект смены одного изображения другим. Лентикуляр, изготовленный из поливинилхлорида или акрила, «обманывает» зрение, показывая левому и правому глазам разные изображения (ракурсы) одной и той же сцены. Эффект основан на свойстве бинокулярного зрения человека: левый и правый глаза смотрят на мир из разных точек.

Ключевой инструмент для создания лентикулярной графики — это программное обеспечение, которое из оригинальных изображений создаёт специальным образом закодированный файл, состоящий из полос, в которые объединены все исходные изображения. Изображение кодируется с учётом целого ряда параметров: линеатуры растра, расстояния обзора и расположения изображения. Суть процесса кодирования заключается в следующем: специальной программой каждое исходное изображение разрезается на полосы, и затем из этих полос формируется готовое для печати изображение, в котором присутствуют все исходные ракурсы (или кадры). Это похоже на складывание пальцев «в замок». Принципиально для достижения эффекта, чтобы вектор и линеатура изображения и лентикуляра совпадали.

Третий этап — печать закодированного изображения непосредственно по пластику. Существует несколько методов: традиционный фотографический процесс, офсетная печать, ролевая широкоформатная плоттерная печать и печать на планшетных широкоформатных струйных принтерах. Основное отличие между указанными методами состоит в том, что для печати офсетным способом используются более тонкие линзооптические пластики, чем те, которые нужны для печати на широкоформатных офсетных плоттерах. Сегодня большинство типографий применяют печать непосредственно по линзовому растру на высокоскоростных офсетных машинах. Для качественного результата необходимо обеспечить не только очень высокую точность приводки, но и сохранение заданных режимов (в том числе температурных) на весь период печати. С учётом высокой стоимости лентикулярного пластика офсетные тиражи специалисты считают экономически выгодными при запечатке не менее 1 500 листов пластика. Для печати используются фолиевые краски, которые требуют сложной сушки, или краски с УФ-отверждением.

 

Эффекты:

Стерео — ярко выраженный эффект объёма композиции или объекта:

1. Многоракурсный стереоэффект требует специальной съёмки объекта из разных положений;

2. Псевдостереоэффект создаётся из плоской картинки путём её разделения на слои и смещения слоёв композиции относительно друг друга.

Варио — анимированная последовательная смена нескольких картинок:

1. Zoom — анимационный эффект увеличения/уменьшения объекта;

2. Эффект движения объекта;

3. Морфинг — анимационный эффект плавного превращения одного объекта в другой.

 

Олег Романюк, технический директор ЗАО «Сибирский успех» (Новосибирск): «Существует несколько способов создания объёмных изображений: анаглифные изображения для полиграфииприменимы далеко не всегда; более популярна растровая печать, которая на сегодняшний день становится доступнойдаже в домашних условиях. Однако, как показывает наш опыт использования принтеров, эта технология отлично работает при производстве малотиражной, штучной продукции. Технологии работы с большими тиражами, которые требуют не только специального оборудования и расходников, но и достаточной квалификации печатников, в России, по моим наблюдениям, не налажены. Хотя потребность есть».

При работе на струйном принтере опытные специалисты дают несколько конкретных советов: следует выбирать режим печати головки в одном направлении, а не в двух; посылать на лентикулярную печать только файлы с изображениями с разрешением, кратным разрешению принтера.

г. Новосибирск, тел.: (383) 266-08-39, www.uspekh.ru
 

 

Кому предложить?

В том, что лентикулярное изображение может привлечь внимание большого количества людей, не осталось сомнений у тех, кто помнит ситуацию 4-летней давности, когда журнал Rolling Stone использовал стерео- и вариотехнологию для обеих сторон обложки своего 1000-го выпуска. Экспрессивный трёхмерный коллаж с участием знаменитостей мира музыки, кино, телевидения и литературы, напечатанный 2-миллионным тиражом, вызвал общенациональный резонанс.

В столице оценить популярность объёмной продукции можно невооружённым глазом: её просто видно на улицах, в метро, в офисах и кафе. Ситуацию в регионах эксперты оценивают по-разному. Так, Алла Орлова, директор полиграфического центра «Ирида-Пресс», утверждает: «У нас сегодня спроса на производство стерео - и вариопродукции нет. Это довольно затратно: и солидное программное обеспечение, и лентикуляр стоят недёшево, а рентабельность низкая. Московские тенденции не всегда докатываются до нас, поэтому мы делаем ставку на другие виды продукции». Другую позицию озвучивает Олег Романюк: «Мы занимаемся стереопечатью уже более 5 лет. И сейчас можно с уверенностью сказать, что спрос на такую продукцию существенно возрос. Мы изготовили свои визитки с эффектом объёма, напечатав их на бумаге и совместив с лентикуляром. На прошедшем в Москве «ФотоФоруме» они пользовались успехом, много спрашивали о возможности использования этой технологии для детских и свадебных альбомов, визиток, плакатов».

Андрей Зубков (ИП Зубков), обладатель запатентованной технологии анимационного и стереоскопического иллюстрирования печатных изданий, рассказывает ещё об одной большой нише: «Мы несколько изменили традиционную технологию создания объёмных и подвижных изображений, чтобы сделать её применение удобным для журналов, буклетов и книг. Вместо склейки бумаги и лентикуляра, которое значительно утолщает страницы, мы предлагаем использовать фильтр, как закладку. Представьте, что в книге или журнале напечатано несколько закодированных соответствующим образом изображений, которые выглядят несколько размытыми. В качестве вкладки к изданию прилагается отрезок лентикулярного пластика. Накладывая его на иллюстрации, читатель видит «оживающие» изображения. «Побочное» преимущество — существенная экономия дорогостоящего материала, ведь сквозь один фильтр можно посмотреть много иллюстраций. Эта технология, на мой взгляд, была бы эффективна в детских изданиях, рекламных носителях и даже учебниках. Наибольшее преимущество, конечно, получают рекламщики. У них появляется не только новый яркий и запоминающийся способ продвижения клиентов, но и возможность использовать на одной площади два (и более) рекламных сюжета». Идея Ан дрея зубкова сегодня существует только в теории, но мы надеемся, что в самом ближайшем времени у нас с вами будет возможность оценить её перспективность и качество реализации. Главный вопрос: насколько эффектно будет смотреться картинка? Ведь просто прикладывая линзу, потребитель может не попасть в фокус.

 

Юлия Раильченко